Отдел личных коллекций

Часы работы   ср, пт, сб, вс с 12:00 до 20:00
касса (вход) с 12:00 до 19:00
    чт с 12:00 до 21:00
касса (вход) с 12:00 до 20:00
Выходной день   понедельник, вторник
Справки по телефону   (495) 697-16-10
Адрес   Москва, ул. Волхонка, 10
Проезд   М. Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина
    Основная экспозиция закрыта до 2019 года, проводятся тематические выставки

Стоимость входного билета:

  • 200 рублей – входной билет
  • 100 рублей – льготный билет
  • БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет

Основная экспозиция закрыта до 2019 года, проводятся тематические выставки.

Основная экспозиция Отдела личных коллекций закрыта до 2019 года в связи с решением частично использовать здание Отдела личных коллекций (Волхонка, д. 10) под временные фондохранилища ГМИИ им. А.С. Пушкина. В другой части здания ОЛК (Волхонка, д. 8) сохраняются экспозиционные залы, где регулярно проводятся тематические выставки.

В экспозиции Отдела представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей начиная с 1980-х годов. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV–XX веков. Это — живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические.

Из практики крупных музеев мира известно, что при поступлении в их собрания частные коллекции расформировываются, произведения различных видов искусства распределяются по нескольким фондам. Для экспозиции отбираются только лучшие произведения. Таким образом, целостность частной коллекции нарушается, ее своеобразие утрачивается, личность собирателя отходит на второй план, представляя интерес, как правило, лишь для специалистов.

Экспозиция залов Отдела личных коллекций не нарушает целостность отдельных собраний и стремится подчеркнуть первоначальный замысел тех, кто создавал их на протяжении долгих лет. При этом особое внимание уделено личности каждого собирателя, его вкусам и пристрастиям. По определению одного из первых авторов идеи создания музея личных собраний в России князя Сергея Щербатова (1875-1962), такой музей призван сохранить «духовную связь» между коллекцией и ее бывшим владельцем.

Особое место в собрании отведено коллекции основателя музея — известного ученого, деятеля культуры XX в. И.С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала (залы 16-19). Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество отдельных мастеров и различных художественных объединений, в частности мастеров «Мира искусства». Подобные коллекции уже сами по себе могут являться самостоятельными музеями.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ — начала XX века — С.В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П.М. Третьякова (залы 21,22); коллекция русской живописи конца ХIХ — ХХ веков ленинградского профессора А.Н. Рамма (залы 10,11); собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века, полковника ветеринарной службы Е.С. Степанова (залы 16-22).

За время своей деятельности Отдел личных коллекций не только приобрел большое число новых экспонатов, но и связал себя крепкими узами дружбы и единомыслия с удивительными людьми, посвятившими себя благородному делу поиска и сохранения произведений искусства. Неслучайно довольно часто многие коллекционеры выбирают наследником своих собраний именно Музей. Решение передать свои коллекции Музею, расстаться со своими экспонатами, в которые вложено столько душевных и материальных сил, обычно приходит к собирателю не сразу. Волнение за будущее коллекции, беспокойство по поводу ее сохранности и целостности заставляет серьезно задуматься о дальнейшем ее судьбе. Так в 1996 году Ф.В. и Е.П. Лемкуль решили подарить музею свою великолепную коллекцию стекла от античных времен до 30-х годов ХIХ века. В витринах одного из залов (зал 20) можно увидеть результат их 30-летнего вдохновенного труда и увлечения. Здесь же висят фотографии интерьера двухкомнатной квартиры собирателей, где ранее хранились в шкафах эти замечательные произведения.

Еще одна коллекция — семьдесят пять икон — произведения древнерусской живописи XVI–ХХ веков подарена Михаилом Ивановичем Чувановым, известным библиофилом, старостой Преображенской старообрядческой общины. Это был его прижизненный дар (зал 14).

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие нас с личностью собирателя. Тема художественного окружения творческой личности нашла свое воплощение в зале, где представлены живописные и графические произведения из собрания великого музыканта и пианиста Святослава Рихтера (зал 5). Он был другом ГМИИ и вдохновителем музыкального фестиваля «Декабрьские вечера», ежегодно проводимого в Музее. Святослав Теофилович подарил Отделу личных коллекций собрание произведений живописи и графики Р.Фалька, В.Шухаева, Н.Гончаровой, Д.Краснопевцева и других художников.

Родченко. ШахматыВ залах выставлены коллекции, представляющие собой творческое наследие выдающихся художников ХХ века — А.М. Родченко и В.Ф. Степановой (залы 3,4), Д.П. Штеренберга (зал 9), В.Г. Вейсберга (зал 8), А.Г. Тышлера (зал 7), Т.А. Мавриной (зал 15), Д.М. Краснопевцева (зал 6), Г.С. и О.Г. Верейских.

Дизайнерское решение экспозиции залов в каждом отдельном случае диктуется своеобразием коллекции и уникальностью личности собирателя. Это позволяет раскрыть творчество художников монографически: А.М. Родченко, Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера и др., или представить мемориальный тип экспозиции (зал Л.О. Пастернака, 12). В некоторых залах перед зрителем предстает воссозданный дизайнером-оформителем мир художника — прообраз мастерской, где собраны те вещи, среди которых он жил и которые запечатлены в его картинах (зал Д.М. Краснопевцева), или художественное окружение, среди которого непосредственно проходила жизнь дарителя (залы С.Т. Рихтера, Т.А. Мавриной, №5, 15).

8 и 12 залы

За первые пять лет существования Отдела личных коллекций, начиная с 1985 года, в его фонды поступили коллекции дарителей из-за рубежа. Собрание театрально-декорационной графики и фарфора начала XX века было подарено русскими коллекционерами, живущими за границей, Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими; пейзажная графика Александра Бенуа — собирателем из Сан-Франциско Семеном Васильевичем Папковым. Работы своих родителей — Якова Шапшала и Марии Беренгоф-Шапшал передал их сын Георгий Яковлевич, живущий в Швейцарии. Внесли свою лепту в собрание Музея и дарители отдельных произведений — Вера Михайловна Исаева, Ксения Михайловна Муратова, Максим Владимирович Кончаловский, Наталья Юльевна Биргер, Бенуа Сапиро.

Все коллекции Отдела размещены на двух этажах. Анфиладное расположение залов связывает все собрания, подчиняя их строгой экспозиционной последовательности. Переходя из зала в зал, зритель знакомится со спецификой каждой коллекции и особенностями художественного пространства, созданного собирателями. Знакомство с личностями коллекционеров дополняется фотографиями и документами. В отдельных случаях воспроизводятся фрагменты экспозиции владельца. Графические разделы, по правилам музейного экспонирования, сменяются три-четыре раза в год.

ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ

С июня 2005 года Музей личных коллекций располагается в здании по адресу ул. Волхонка, д. 8/10. Известно, что земельный участок, занимаемый им ныне, в период с конца XVI до конца XVIII века принадлежал церкви Иоанна Предтечи. Здесь же располагались и кладбище, и дома причта (то есть хозяйственно-жилые здания для служек). В 1792 году обветшавшую церковь снесли, а землю продали на Московском аукционе некоему инженеру-полковнику. От него позднее по просроченной закладной участок перешел к Павлу Ивановичу Глебову, крестному отцу родного брата А.С. Пушкина — Льва.

В 1804 году было начато строительство городской усадьбы по специальному проекту Управы Благочиния. Московский губернатор А.А. Прозоровский распорядился строить против улицы Ленивки, по оси Большого Каменного моста, соединявшего уже в старину оба берега Москвы-реки, лавки с портиком, который «делал бы мосту вид украшения». Для нового здания — «жилого дома с лавками» — был предложен фасад дома «в два этажа портик с 4 колоннами с фронтоном, с перилами на балконе и с полукруглым большим окном, по сторонам того портика по две лавки с лучшим архитекторским украшением в два этажа».

Владения 8/10 по Волхонке включали около полутора десятка строений (на сегодняшний день в том или ином виде сохранилось одиннадцать). Владельцами участка и дома в разное время (с 1804 до 1917 годы) были Волконские, Шуваловы, Вяземские, Фаминцыны, Ренкевичи.

Известно, что до революции дом принадлежал крупным московским банкирам Волковым. Их предок, Гаврила Волков, был крепостным помещиков Голохвастовых. Благодаря князю Н.Б. Юсупову он получил вольную. Как рассказывает легенда, книгоношей Гаврила пешком пришел в Москву и, перейдя реку, присел отдохнуть на крыльце дома на Волхонке. Позднее, разбогатев, он купил этот дом в память о начале своей московской жизни. В нем же он открыл антикварный магазин, в котором в 1820–1830-х годах и торговал. Один из его сыновей, Петр Гаврилович Волков, владевший домом с 1865 по 1877 год, состоял ответственным комиссионером при Московской Оружейной палате с 1865 года; с 1877 года — оценщиком там же. Известно, что с 1877 по 1917 год здесь располагался «Торговый дом Г. Волков с сыновьями».

В этом же здании некоторое время спустя помещалось Общество искусства и литературы, основанное в Москве в 1888 году К.С. Станиславским, А.Ф. Федотовым, Ф.П. Комиссаржевским и Ф.К. Сологубом; а с 1927 по 1932 год — президиум Ассоциации художников революционной России (АХРР).

В 1934 году судьба дома оказалась под угрозой в связи со строительством станции метро Дворец Советов (ныне Кропоткинская) и прокладкой подземных тоннелей. Возникла необходимость проведения работ под дворами и домами. Дома № 6, 8, 10 по Волхонке в связи с планами строительства метро подлежали сносу, так как имели крайне ветхие фундаменты. Но поскольку сроки прокладки подземного тоннеля не совпадали со сроками выселения жильцов из подлежащих сносу домов, их решено было оставить. При этом строения сняли с их старых фундаментов и поставили на новые, одновременно являющиеся перекрытием тоннеля метрополитена. Таким образом фундаменты этих домов оказались значительно укрепленными.

В 1988 году здание передали ГМИИ им. А.С. Пушкина. А с 1990 года началась реконструкция и реставрация, продолжавшаяся около 15 лет. В ходе работ оба строения (строение 1 — главный дом, трехэтажное кирпичное здание с подвалом; строение 2 — Г-образный трехэтажный кирпичный корпус) были объединены многофункциональным перекрытым двором (атриумом) в архитектурный ансамбль.