Архив

201420152016

Опубликован список лучших вопросов, заданных посетителями музея Раку Китидзаэмону XV

ГМИИ им. А.С. Пушкина предложил посетителям музея задать вопрос действующему патриарху династии Раку. Несколько десятков человек спрашивали Раку Китидзаэмона о керамике, искусстве, жизни, философии и многом другом. Мы благодарим всех за участие. Айнура Юсупова, куратор выставки, заведующая Отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина и представитель Японского фонда Анастасия Пушкова отобрали двадцать лучших вопросов.

Список вопросов, которые будут заданы 15 ноября на финисаже выставки «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше». 

1. Скажите, пожалуйста, занимаетесь ли Вы медитацией или каким-то боевым искусством, которое помогало бы Вам обрести внутреннюю пустоту и связь с природой? Есть ли правила физической и духовной подготовки перед началом создания керамики Раку? Например, пост или омовение или медитация, чтение каких-либо текстов, специальная одежда или украшение, которое одевается?
2. Как столь древнему искусству удается быть таким современным? Бывали ли в истории вашей семьи моменты, когда казалось, что интерес общества к керамике исчезает, а потом вновь воскресает? 
3. Как распознать свою чашу? Как выбирать ее? После выставки я стала искать чашу на ebay – это единственный доступный мне способ. Я была поражена разнообразием стилей. Как тренировать свое чутье и найти ту самую, свою чашу? Возможно ли это?
4. В какой момент процесса создания чаши у Вас рождается художественный замысел? Когда Вы понимаете, что чаша должна выглядеть именно так? Вы видите то, какой она должна быть, заранее, внутри себя, или все происходит спонтанно, в процессе создания?
5. Вдохновила ли Вас Россия и русское искусство на создание новых чаш Раку? Какими они могли бы быть?
6. Если бы Вы смогли встретиться со всеми представителями Вашей династии, какой бы вопрос Вы им задали?
7. Известно, что источником имен для некоторых чайных чаш являются литературные произведения, стихи, проза, притчи, легенды, сказания и афоризмы. Откуда берет начало данная традиция? Есть ли такие чашки в вашей коллекции? Как появляется имя чаши, вызывающее литературные ассоциации? Сначала существует замысел, а потом создается чашка или, наоборот, сначала появляется чашка, а потом ей дают имя? Получила ли развитие эта традиция в наше время? 
8. Существует ли для Вас конкретный момент, когда Вы понимаете, что кусок глины превращается в микрокосмос? Есть ли вообще переход из одного состояния в другое?
9. 10. Знаете ли Вы заранее, какую форму примет глина в Ваших руках?
10. Был ли в Вашей практике случай, когда получившаяся чаша точно отражала Ваше настроение на момент работы над ней или они (чаши) «живут» собственной жизнью?
11. Расскажите, пожалуйста, как Вы делали чашу, которую подарили родителям Вашей невесты в день помолвки. Ведь это не только произведение искусства, но и символ любви. Какой Вы представляли чашу, и какой в итоге она получилась?
12. Почему так редки белые чаши? И почему они есть?
13. Какая из представленных на выставке чаш Вам нравится больше всего и почему?
14. Ограничение ассортимента производства керамики Раку связано с экологическими проблемами Киото, чтоб не загрязнять воздух угольной сажей? Почему не используются газовые печи для изготовления керамики, как в других странах? Или ограничены запасы особой киотской глины? Каково же будущее керамики Раку?
15. Скажите пожалуйста, если бы ваша жизнь не была связана с семьёй Раку и керамикой, какое жизненное предназначение вы бы выбрали?
16. Я прочла, что керамика Раку обжигается два раза в год, весной и осенью. Есть ли какая-нибудь точная дата для обжига и связаны ли эти дни с днями солнечного солнцестояния?
17.1. Японская чайная церемония и просто чаепитие неразрывно связаны с буддизмом. Если я правильно понимаю, то и чайная посуда имеет свои корни в буддизме. Вопрос такой: современная керамика как-то связана с буддизмом? Или это уже полностью светское искусство?
17.2. Начиная с 19 века на японскую живопись сильное влияние оказывает искусство западное. С керамикой и чайной церемонией происходили изменения под влиянием западных веяний? Речь не о керамике вообще, а именно о чайной посуде.
17.3. На аукционе ebay продаётся очень много разной японской посуды, в том числе и чашки для чайной церемонии. Если бы вы оказались в такой ситуации, что чашку для друга могли бы купить только через интернет, то какими принципами вы руководствовались бы при выборе подарка? 
18. Производство Глазури не передается по наследству. Но это же одна из важнейших составляющих творческого процесса. Каким образом Вы почувствовали, что Глазурь изобретенная Вами именно то, что нужно.
19. Что, по-вашему, сказал бы Тёдзиро взглянув на деформированные чаши мастеров последующих поколений семьи Раку, Сэн Рикю оценил ли их гончарное искусство, взял ли современные чаши Китидзаэмона XV в чайную церемонию?
20. Готовите ли Вы ваше сознание к процессу творчества и как? Стихи, музыка, духовные книги или другие книги. Или, наоборот, освобождаетесь от всего. Каковы слагаемые творчества?

Мы благодарим всех участников конкурса. Авторы вопросов, представленных выше, смогут 15 ноября пройти в музей и на встречу с Раку Китидзаэмоном XV бесплатно и получат в подарок сборник статей «Российское искусствознание о японском искусстве». 

Любой желающий может также принять участие в финисаже выставки «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Произведения из японских собраний»

Начало в 14:30
Место проведения: Итальянский дворик 
Вход по билетам в Музей  

Лекция

Финисаж выставки «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше». Встреча с патриархом династии Раку Китидзаэмон XV

В ГМИИ им. А. С. Пушкина завершает работу выставка «Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше. Произведения из японских собраний». В последний день работы выставки, 15 ноября 2015 года, в Музее состоится встреча с ныне действующим патриархом династии Раку Китидзаэмон XV. Встречу проведет куратор выставки, заведующая Отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина Айнура Юсупова. 

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.