Архив

201420152016

В Коломенском открылась выставка «Времена года в нидерландской графике XVI-XVII веков» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

26.11.2015

С 27 ноября 2015 года по 23 февраля 2016 года в большом выставочном зале Дворца Алексея Михайловича в Музее-заповеднике Коломенское в Москве и будет работать выставка «Времена года в нидерландской графике XVI-XVII веков».

Она посвящена теме «времен» или «месяцев года», относящейся к сквозным, существующим в европейском искусстве на протяжении столетий, образно воплощая представления об устройстве мира, о вечности и соотнесенности с ней человеческой жизни, о неумолимом течении времени и о его ежегодно возобновляемом круговороте. В искусстве Нидерландов с начала XV и до XVIII столетия сохранялась непрерывная традиция изображения времен года и месяцев. Зрители получат уникальную возможность увидеть редкие рисунки и гравюры из фондов ГМИИ и познакомиться с тем, как ее интерпретировали нидерландские художники. 65 рисунков и гравюр из обширного собрания нидерландской графики XVI – XVII веков в ГМИИ им. А.С.Пушкина дают возможность раскрыть эту тему на произведениях значительных мастеров от Питера Брейгеля Старшего до Алларта ван Эвердингена и Питера Молейна и показать ее развитие во многих вариациях. 

Все гравюры впервые демонстрируются на выставке и публикуются в каталоге. 

Истоки самой темы восходят к искусству античности и средних веков. В древнегреческих и римских скульптурных рельефах, на вазах, геммах, монетах, фризах триумфальных арок и мозаичных полах месяцы и сезоны представали в виде идеально прекрасных фигур с атрибутами, характеризующими основные занятия или празднества месяцев, и с соответствующими знаками зодиака, что указывало на связь деятельности человека с астрономической основой хронологии. В системе представлений об устройстве мира времена года соотносились с четырьмя сторонами света и четырьмя направлениями ветров, стихиями, временами суток, возрастами человека и темпераментами. 

В христианском искусстве сезоны и месяцы становятся частью церковного года, их соотносят с персонажами и сюжетами Ветхого завета, с двенадцатью апостолами. На арках порталов средневековых соборов Франции и Италии входящих встречали изображения знаков зодиака и месяцев, олицетворенных фигурами горожан и крестьян с атрибутами сезонных занятий и даже в большинстве представленных в активном действии (как Март, подрезающий лозу, жнец – Август; человек, давящий виноград в бочке – Сентябрь, сеятель – Октябрь и пр.). А с XIV века эти сюжеты переносятся в миниатюры календарей часословов (рукописных молитвенных книг для мирян), содержавших роспись по месяцам праздников святых. Иллюстрирование календаря позволяло художникам разрабатывать светские сюжеты, переносить в них постепенно накапливавшиеся наблюдения за жизнью людей и природы. Установилась традиция изображения определенных занятий по месяцам: Январь – застолье; Февраль – сбор хвороста; Март – окапывание виноградника или подрезка сучьев; Апрель – посадка и сбор цветов; Май – охота, выезд верхом, катание на лодке, шествие королевы мая; Июнь – сенокос; Июль – жатва; Август – сбор плодов; Сентябрь – сбор винограда, получение молодого вина; Октябрь – пахота и посев озимых, проба молодого вина; Ноябрь – забой скота, заготовление зимних припасов; Декабрь – топка камина, катание на коньках. В русле этой традиции родились такие шедевры, как знаменитый цикл миниатюр календаря «Великолепного часослова герцога Беррийского» братьев Лимбургов (1411- 1416 гг.); в XVI веке она дала импульс серии картин «Месяцы года» Питера Брейгеля Старшего (1565 г.). Сюжеты сохранили популярность на протяжении XVI и XVII веков, перейдя в другие виды искусства – картины, шпалеры, а с XVI столетия - в серии гравюр и рисунков. В них постепенно вырабатывались основы пейзажной и жанровой живописи Голландии XVII столетия. 

Представленные на выставке три полные серии изображений 12 месяцев года отмечают основные вехи в развитии темы – от жанрово- эмблематического осмысления в гравюрах Криспина де Пассе по рисункам Мартена де Воса в конце XVI столетия к решению темы в формах камерного реалистического голландского пейзажа в рисунках Алларта ван Эвердингена в середине XVII века и к гротескным сценам в меццо-тинто Корнелиса Дюсарта в самом конце голландского «золотого века». 

Среди демонстрируемых на выставке листов рисунки выдающихся голландских пейзажистов XVII века Питера де Молейна, , Хермана Сафтлевена, оригинальные офорты Яна ван де Велде и меццо-тинто Корнелиса Дюсарта, гравюры, созданные по рисункам великого живописца Питера Брейгеля Старшего, Мартена ван Хемскерка, Пауля Бриля, знаменитого графика-виртуоза эпохи маньеризма Хендрика Голциуса, и исполненные прославленными мастерами резца Филиппом Галле, Криспином де Пассе, Яном и Эгидием Саделерами.
Серии месяцев начинаются с января, а серии сезонов – с весны, следуя старинному нидерландскому календарю, исчислявшему год с марта. Большинство гравюр представляют месяцы года и сезоны в виде пейзажных или жанровых картин. Однако в XVI веке в русле увлечения ренессансной и античной литературой у нидерландских художников появляются их изображения в виде античных богов или аллегорических фигур. Так решены гравюры «Осень» по рисунку М. ван Хемскерка, «Зима» по рисунку М.де Воса, серия «Четыре сезона» с Х. Голциуса. Вместе с изобразительной традицией воскресли и античные идеи об устройстве мироздания, о связи с астрологией (через знаки зодиака), частями света, природными явлениями и возрастами человека, что придавало гравюрам аспекты философского и научного характера. Придерживаясь устоявшейся иконографии, художники вносили в интерпретации «времен года» и «месяцев» большое разнообразие, следуя индивидуальному стилю и творческим пристрастиям. К примеру, П. Бриль, много работавший в Италии, перенес сцены сезонных работ и развлечений в антураж итальянской виллы, а прославленный голландский анималист П. Поттер стержнем своей графической серии сделал годичный цикл жизни домашних животных. 

Идея выставки принадлежит Наталии Юрьевне Марковой, ведущему научному сотруднику ГМИИ им. А.С.Пушкина и хранителю нидерландской графики XVI –XX веков. Она же является куратором выставки и автором каталога.

Осуществляя программу сотрудничества с региональными музеями, ГМИИ им. А.С.Пушкина предоставил эту выставку Музею-заповеднику Коломенское. Известно, что влияние европейской и, в частности, голландской графики, стало ощутимо сказываться в русском искусстве уже во второй половине XVII века, в правление царя Алексея Михайловича. Почерпнутые в гравюрах нидерландских мастеров мотивы использовались в росписях царского дворца в Коломенском, а также придворными иконописцами, ремесленниками, мастерами книжного дела, подобно тому, как это делали и на родине, в Голландии, мастера прикладных ремесел, воспроизводя их в кружеве, на веерах и в дельфтской керамике. Включенные в экспозицию выставки предметы из собрания музея – заповедника Коломенское позволят приоткрыть тему бытовая гравюры в Голландии и России в XVII – XVIII веках.

Выставка откроется 27 ноября 2015 года в большом выставочном зале Дворца Алексея Михайловича в Музее-заповеднике Коломенское в Москве и будет работать по 23 февраля 2016 года.

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.