Архив

201520162017

С 30 марта по 4 апреля 2016 года в Париже проходит 25-й Салон рисунка

30.03.2016

В качестве почетного гостя юбилея впервые приглашен иностранный музей — уникальную выставку в рамках Салона рисунка представил Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В Париже экспонируются 26 шедевров: Пармиджанино, Джорджо Де Кирико, Жан-Батист Патер, Александр Дейнека, Александр Куприн, Леон Бакст, Александр Родченко, Александр Бенуа, Зинаида Серебрякова.

Рисунки, хранящиеся в ГМИИ им. А.С. Пушкина, – за исключением некоторых разделов (Матисс, Пикассо) – в целом не так хорошо известны за пределами России, как принадлежащие ему прославленные коллекции картин импрессионистов, постимпрессионистов и раннего авангарда. Выставка в Пале Броньяр – это приглашение, адресованное всем любителям рисунка, ближе присмотреться к графическому собранию московского музея. 

Основная часть собрания рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится в Отделе графики, другая, меньшая, часть – в Отделе личных коллекций.

Отдел графики ГМИИ им. А.С. Пушкина располагает одним из крупнейших в России собраний гравюр, рисунков, книг, плакатов, прикладной графики – более 380 000 произведений отечественных и зарубежных мастеров XV–XXI вв. Очень важную, хотя и не самую многочисленную часть коллекции составляют рисунки, всего около 27 000 листов. Из них более 15000 принадлежат русской школе, остальные – это работы итальянских, французских, немецких, голландских, фламандских и других иностранных мастеров. Среди них – рисунки Дюрера, Пармиджанино, Веронезе, Бернини, Пуссена, Рубенса, Рембрандта, Тьеполо, Ватто, Грёза, Фрагонара, Робера, Давида, Фридриха, Энгра, Коро, Домье, Менцеля, Ренуара, Дега, Ван Гога, Пикассо, Матисса, Леже, Модильяни, Нольде, Марка, Клее, Врубеля, Шагала, Малевича, Кандинского, Родченко и многих других выдающихся художников. 

История отдела графики связана с историей московского Румянцевского музея, в состав которого он входил до 1924. Начало графическим коллекциям было положено в 1861 даром императора Александра II: более 20 000 эстампов из фондов Эрмитажа. Первые рисунки поступили в 1873 (дар К. Рюмина), и в следующие десятилетия графическое собрание этого музея пополнялось исключительно путем пожертвований частных лиц (А. Клачков, Н. Мосолов, Н. Баснин). Вскоре после Октябрьской революции 1917 года в музей стали поступать национализированные московские коллекции. В 1924, в связи с закрытием Румянцевского музея, его собрание гравюр и рисунков в большей своей части перешло в Музей изящных искусств, став основой нынешнего Отдела графики. К тому моменту Музей изящных искусств уже обладал ценной коллекцией рисунков западноевропейских мастеров, принадлежавшей С. Пенскому, которую еще в 1912 он подарил Музею ко дню его открытия. В последующие годы собрание рисунков продолжало пополняться как за счет передач из других музеев (из Эрмитажа в 1930, из Исторического музея в 1935, из расформированного Музея нового западного искусства в 1948), так и за счет даров (Д. Щукина, Л. Делекторской, Н. Ходасевич-Леже, Ж. Бокье, А. Сидорова, И. Шагал, Е. Полосатовой, И. Полонского и других). Разумеется, некоторые произведения регулярно приобретались и продолжают приобретаться у частных лиц закупочной комиссией Музея. 

Отдел личных коллекций (первоначальное название – Музей личных коллекций) был учрежден в 1985 и открыт для публики в 1994. В его фондах представлено более тридцати частных коллекций, поступивших от дарителей начиная с 1980-х годов. Стремление сохранить целостность и своеобразие каждой частной коллекции, уважение к личности и вкусам собирателя –вот принципы, лежащие в основе этого проекта. Инициатива создания такого рода «музея в музее» принадлежит Илье Зильберштейну (1905–1988), выдающемуся ученому, коллекционеру и общественному деятелю. В 1987 он передал в ГМИИ собранные им в течение всей жизни произведения живописи и графики русских и западноевропейских художников XVI–XX веков; этот дар составил ядро нового отдела. В коллекции Зильберштейна, насчитывающей свыше двух тысяч предметов, рисункам принадлежит самая весомая доля, а среди них особый интерес представляют работы русских художников объединения «Мир искусства» (Л. Бакст, А. Бенуа, Б. Кустодиев и др.). Рисунки входят в состав и многих других коллекций, хранящихся в этом отделе. 

Двадцать шесть произведений, отобранных для экспозиции в Пале Броньяр, не могут, разумеется, дать сколько-нибудь полного представления о коллекции рисунков ГМИИ им. А.С. Пушкина. Но устроители выставки и не ставили перед собой задачу создать в стенах одного небольшого зала ее миниатюрную «модель». Речь идет лишь о том, чтобы в самых общих чертах, пунктиром наметить структуру собрания: оно организовано по национальным школам и вместе с тем – по хронологии. Соответственно в разделе экспозиции, посвященном западноевропейскому рисунку, присутствуют произведения разных школ: итальянской (Пармиджанино, Бернини, Де Кирико), французской (Патер, Грёз), голландской (Экхаут), немецкой (Бальдунг, Менцель, Пехштейн). При этом так или иначе охватываются все исторические эпохи – от шестнадцатого века до двадцатого. Но доминирующее положение в экспозиции предоставлено русскому рисунку: отчасти потому, что он, действительно, количественно преобладает в коллекции, а отчасти ради того, чтобы познакомить посетителей Салона с некоторыми малоизвестными на Западе именами. Разумеется, это не относится к таким прославленным художникам, как Малевич, Кандинский или Шагал, работы которых тоже включены в экспозицию. Хотя собрание русского рисунка в музее позволяет проследить его историю начиная с XVIII века, в данном случае внимание было сфокусировано на первой трети XX века: в этот период искусство рисунка в России развивалось особенно динамично, и даже его немногочисленные образцы на выставке демонстрируют удивительное стилистическое многообразие. 

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru