Фландрия

В XVII веке Фландрия (Южные Нидерланды, территория современной Бельгии) была подчинена Испании, разорена войнами, но в эту же эпоху страна переживает блестящий расцвет культуры, именно тогда складывается национальная школа живописи во главе с гениальным Рубенсом. XVII столетие принято называть «золотым» веком фламандской художественной культуры. Фламандские художники — непревзойденные колористы. В их работах сияние ярких красок сочетаются с тонкими переходами тонов с выразительной игрой гибких, беглых мазков. Живопись передает красоту мира — как реального, так и воображаемого. В каждой картине заложено сочетание того и другого: «воображаемая» религиозная или мифологическая сцена выглядит как реальность, а «реальный» натюрморт или пейзаж художник вдохновенно сочиняет, придумывает сам. Эта живопись творит свой собственный мир, более яркий и полный жизни, чем сама реальность. Стилистическое своеобразие фламандской школы опирается на творческие достижения великого Рубенса и его современников. Расцвет, время наибольшей творческой активности приходится на период между 1610 и 1640 годами — раньше, чем в других национальных школах XVII века, на которые фламандцы оказывают немалое влияние.

↓ Показать полный текст

Наряду с внутренним единством, фламандской школе присуще редкое разнообразие. Вместе с Рубенсом славу фламандской школы составили другие выдающиеся мастера, тесно с ним соприкасавшиеся и работавшие в разных жанрах. В экспозиции музея можно выделить благородные портреты Ван Дейка, и грубоватые, мощные персонажи Иорданса, лавина даров природы в натюрмортах Снейдерса, и ясная гармония между человеком и его изображением в пейзаже Вильденса, и добродушный юмор жанровых сцен Давида Тенирса Младшего. Композиционная изобретательность и колористическое великолепие в произведениях фламандских мастеров сочетаются с той или иной формой морального подтекста. Он может звучать явственно (картины Рубенса и Йорданса), но может и составлять некий скрытый второй план содержания. Так, большие натюрморты Снейдерса связаны с характерным для эпохи представлением о четырех стихиях природы: рыбы («Рыбная лавка») указывают на стихию воды, копытные животные («Мясная лавка») на стихию земли. Многие предметы, входящие в натюрморты, имеют аллегорический смысл; цветы могут указывать на добродетели и страдания Христа, Марии и святых (картина Даниэла Сегерса). Подтекст переводит изображение в отвлеченный, аллегорический, морализирующий план. Таким образом, торжество зримой земной красоты — основная тема фламандской живописи — как бы ставится под сомнение, картина мира приобретает глубину, оказывается сложной и неоднозначной.

Наряду с большими холстами фламандские мастера создавали произведения среднего и малого формата — так называемые «кабинетные» картины, предназначенные для коллекций («кабинетов») знатоков. Чтобы привлечь внимание ценителей, художники старались показать все свое мастерство. Глава этого направления Ян Брейгель Старший пользовался международной славой, почти не уступавшей славе Рубенса. Экспозиция испанской школы представлена картинами мастеров XVII века. Крупнейшими культурными центрами этого времени являлись Мадрид, столица могущественной испанской монархии, и Севилья. Подлинный шедевр коллекции Музея, «Младенец Христос» Франсиско Сурбарана, был написан для одного из севильских монастырей. Особым признанием и успехом как у современников, так впоследствии и у коллекционеров пользовались картины Бартоломео Эстебана Мурильо. Он был главой севильской школы, создал испанскую Академию Художеств и стал первым ее президентом. В зале экспонируются несколько картин севильского мастера. «Девочка — продавщица фруктов» датируется 50-60 годами XVII века, относится к раннему периоду творчества художника, когда он был увлечен жанровыми и бытовыми сценами. Глубоко лиричны картины Мурильо на религиозные сюжеты. В работе «Иосиф с младенцем Христом» поражает необычайная трогательность Иосифа, с отцовской нежностью смотрящего на младенца. Лучшая из представленных композиций — картина «Бегство в Египет» — относится уже к поздним годам жизни Мурильо. Серебристо-голубая дымка пейзажа, мягко обволакивающая фигуры Святого Семейства, свидетельствует о новых возможностях, открытых мастером в передаче световоздушной среды. В зале также представлены работы мадридского Антонио Переды, позволяющие судить о его многостороннем даре натюрмортиста и мастера «исторической» картины.

Связанные страны и географические регионы:

САЙТЫ-САТЕЛЛИТЫ
 Картинками
 Списком

Главный сайт Портала

www.arts-museum.ru

Японская гравюра XVIII-XIX веков

www.japaneseprints.ru

Меценаты нового искусства

www.artmaecenas.ru

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

www.newpaintart.ru

Немецкая гравюра: Альбрехт Дюрер и его учителя

www.germanprints.ru

Официальный интернет-магазин

www.artsmuseumshop.ru

Отдел личных коллекций

www.artprivatecollections.ru

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева в РГГУ

Сайт в разработке

Виртуальные прогулки по музею

www.virtual.arts-museum.ru

Отдел нумизматики

www.coins-and-medals.ru

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

www.sviatoslav-richter.ru

Технология виртуальной реальности VR

www.vr.arts-museum.ru

Отдел реставрации и консервации музея

www.museumconservation.ru

Итальянская живопись VIII-XX веков

www.italian-art.ru

Музей. Пространство внимания

www.heatmap.arts-museum.ru

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

www.museyon.ru

Шедевры античного искусства

www.antic-art.ru

Человек как птица. Образы путешествий

www.venice.arts-museum.ru

Британская гравюра XVIII—XIX веков

www.britishprints.ru

Проект реставрации египетской погребальной пелены II века н.э.

www.shroud.arts-museum.ru

Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ)

www.newestmuseum.ru

Гравюра в России XVIII – первой половины XIX столетия

www.russianprints.ru

Музейный городок

www.quarter.arts-museum.ru

На каждом сайте-сателлите размещен этот значок, помогающий перейти к любому сателлиту из системы сайтов Музея.